Лебедь Жанна ВикторовнаМуниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №32 Методический бюллетень №1 Приёмы познавательной деятельности при формировании вычислительных навыков Из опыта педагогической работы учителя начальных классов Лебедь Жанны Викторовны(директора школы, учителя 1 категории) Цель развивающего обучения состоит в сформированности у учащихся обобщённых интеллектуальных умений : 1. Умения анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы. 2.Определять различные функции одного и того же объекта. 3. Устанавливать связи этого объекта с другими объектами, выделяя основные их признаки. 4. Сравнивать и классифицировать математические объекты. Всё это необходимо для того , чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях. Реализуя идеи развивающего обучения, обращаю особое внимание на стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Однако процесс обучения в начальной школе построен таким образом , что многое нужно просто выучить , а умения и навыки деятельности приобрести постоянными упражнениями. С точки зрения начального обучения имеет значение , ещё то обстоятельство, что основной деятельностью детей в начальной школе является игра и её место в учебном процессе очень важно. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость , позволяет удержать внимание. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения , где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия , тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым , собранным, ловким , находчивым , уметь соблюдать правила игры и точно их выполнять. В играх , особенно коллективных , формируется и нравственные качества личности, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. В процессе игр развиваются чувство ответственности , коллективизма , воспитывается дисциплина , воля , характер. На своих уроках я использую дидактические игры содержащие вопрос ( «Куда шагает Буратино?» 1кл.: Буратино шагает по линейке вправо ,влево. Чтобы найти число , к которому придёт Буратино, надо быть очень внимательным. Возьмите красный карандаш , точками можно отмечать передвижения Буратино. Я начинаю диктовать: от числа 2 два шага вправо , влево 1 щаг , и т.д. Раскрасьте число , к которому пришёл Буратино. ) . задание ( «Составь числовой ряд из участников велогонки»), призыв к действию ( « Отвечай сразу!»). В содержание каждого этапа урока включаю занимательные задания , которые способствуют развитию математического мышления детей. Такие как : - - Сколько цифр использовано для записи числа 55? Что обозначает каждая из цифр в записи числа 55?
- - Самоделкин смастерил счётные машины для весёлых человечиков .
Многие игры строю на материале различной трудности, что даёт возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно , а поэтому уверенно, и с интересом приступают к выполнению упражнения. Каждый получает карточку с заданием – задачей. Задача у всех одна и та же , но степень помощи в решении для каждого ученика оказывается различной. Так , например , хорошо подготовленным ученикам предлагаю решить задачу по краткой записи , составив выражение , слабо успевающим – составить задачу по краткой записи и закончить её решение. Применение различных приёмов проведения устного счёта , использование элементов игры , соревнования , несложных наглядных пособий делают учебный процесс более интересным , дети чаще проявляют активность , находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов для себя. Одним из путей активизации познавательной деятельности учащихся считаю установление связи изучаемого материала с окружающей детей деятельностью. Многие задачи содержат познавательные вопросы , требующие не только выполнения простейших арифметических действий , но и проявления элементарных исследовательских качеств. Например : « Брату 8 лет, а сестре 12 лет. На сколько лет брат младше сестры? На сколько лет сестра старше брата?»,ставлю дополнительный вопрос : « А через шесть лет , на сколько лет брат будет младше сестры?» Вопрос позволяет выяснить постоянство отношений « старше - моложе»,повышает интерес к задаче , делает её значимой в практическом плане. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей при выполнении ими вычислительных упражнений я часто использую задания нестандартного характера , они стимулируют работу учащихся над математическим материалом. Например, 1) выполни действия и запиши ответы. Точки рядом с полученными в ответах числами соедини последовательно одну с другой . Что получилось? Раскрась картинку цветным карандашом; 2) Оля собирает очень маленькие игрушки. На сколько сантиметров мишка выше каждой из остальных игрушек? На сколько сантиметров снеговик ниже лошадки ? Какие ошибки допустил художник ? Содержание учебного материала раскрывается в учебнике В.Н. Рудницкой «Математика» ( программа «Начальная школа ХХ1 век») посредством нестандартных заданий. Выполнение нестандартных заданий , осуществляет глубокую всестороннюю связь в изучении арифметического, алгебраического и геометрического материала, обеспечивает разностороннюю самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию познавательной активности, будит интерес к изучению математики, способствует удовлетворению детской любознательности , расширяет кругозор в различных областях элементарной математики, содействует развитию у детей математической речи , умелому использованию символики , правильному применению математической терминологии , умению делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Использованная литература : 1. Савинов С.В. , Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе , Волгоград ,»Учитель»,1999. 2. Журова Л. Е. Беседы с учителем,. М. . , «Вента-Граф» , 2007. 3. Петраков И.С. Математические олимпиады школьников . М.,1982. 4. Шарыгин И.Ф., Шарыгина Т.Г. Первые шаги в геометрии. М.; «Открытый мир»,1995. |