Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 17:41

Официальный сайт МБОУ ООШ №32 станицы Старонижестеблиевской

Меню сайта
Форма входа

Лебедь Жанна Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №32

 

Методический бюллетень №1

Приёмы познавательной деятельности при формировании вычислительных навыков

 

Из опыта педагогической работы учителя начальных классов

 

Лебедь Жанны Викторовны

(директора школы, учителя 1 категории)

 

Цель развивающего обучения состоит в сформированности у учащихся обобщённых интеллектуальных умений :

1. Умения анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы.

2.Определять различные функции одного и того же объекта.

3. Устанавливать связи этого объекта с другими объектами, выделяя основные их признаки.

4. Сравнивать и классифицировать математические объекты.

            Всё это необходимо для того , чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях.

              Реализуя идеи развивающего обучения, обращаю особое внимание на стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Однако процесс обучения в начальной школе построен таким образом , что многое нужно просто выучить , а умения и навыки деятельности приобрести постоянными упражнениями.

            С точки зрения начального обучения имеет значение , ещё то обстоятельство, что основной деятельностью детей в начальной школе является игра и её место в учебном процессе очень важно. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость , позволяет удержать внимание.

              В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения , где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия , тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым , собранным, ловким , находчивым , уметь соблюдать правила игры и точно их выполнять. В играх , особенно коллективных , формируется и нравственные качества личности, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. В процессе игр развиваются чувство ответственности , коллективизма , воспитывается дисциплина , воля , характер.

               На своих уроках я использую дидактические игры содержащие вопрос ( «Куда шагает Буратино?» 1кл.: Буратино шагает по линейке вправо ,влево. Чтобы найти число , к которому придёт Буратино, надо быть очень внимательным. Возьмите красный карандаш , точками можно отмечать передвижения Буратино. Я начинаю диктовать: от числа 2 два шага вправо , влево 1 щаг , и т.д. Раскрасьте число , к которому пришёл Буратино. ) . задание ( «Составь числовой ряд из участников велогонки»), призыв к действию ( « Отвечай сразу!»).

             В содержание каждого этапа урока включаю занимательные задания , которые способствуют развитию математического мышления детей. Такие как :

  1. -         Сколько цифр использовано для записи числа 55? Что обозначает каждая из цифр в записи числа 55?
  2. -         Самоделкин смастерил счётные машины для весёлых человечиков .

Многие игры строю на материале различной трудности, что даёт возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно , а поэтому уверенно, и с интересом приступают к выполнению упражнения. Каждый получает карточку с заданием – задачей. Задача у всех одна и та же , но степень помощи в решении для каждого ученика оказывается различной. Так , например , хорошо подготовленным ученикам предлагаю решить задачу по краткой записи , составив выражение , слабо успевающим – составить задачу по краткой записи и закончить её решение.

Применение различных приёмов проведения устного счёта , использование элементов игры , соревнования , несложных наглядных пособий делают учебный процесс более интересным , дети чаще проявляют активность , находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов для себя.

Одним из путей активизации познавательной деятельности учащихся считаю установление связи изучаемого материала с окружающей детей деятельностью. Многие задачи содержат познавательные вопросы , требующие не только выполнения простейших арифметических действий , но и проявления элементарных исследовательских качеств. Например : « Брату 8 лет, а сестре 12 лет. На сколько лет брат младше сестры? На сколько лет сестра старше брата?»,ставлю дополнительный вопрос : « А через шесть лет , на сколько лет брат будет младше сестры?» Вопрос позволяет выяснить постоянство отношений « старше - моложе»,повышает интерес к задаче , делает её значимой в практическом плане.

Чтобы активизировать познавательную деятельность детей при выполнении ими вычислительных упражнений я часто использую задания нестандартного характера , они стимулируют работу учащихся над математическим материалом. Например, 1) выполни действия и запиши ответы. Точки рядом с полученными в ответах числами соедини последовательно одну с другой . Что получилось? Раскрась картинку цветным карандашом; 2) Оля собирает очень маленькие игрушки. На сколько сантиметров мишка выше каждой из остальных игрушек? На сколько сантиметров снеговик ниже лошадки ? Какие ошибки допустил художник ?

           Содержание учебного материала раскрывается в учебнике В.Н. Рудницкой «Математика» ( программа «Начальная школа ХХ1 век») посредством нестандартных заданий.

             Выполнение нестандартных заданий , осуществляет глубокую всестороннюю связь в изучении арифметического, алгебраического и геометрического материала, обеспечивает разностороннюю самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию познавательной активности, будит интерес к изучению математики, способствует удовлетворению детской любознательности , расширяет кругозор в различных областях элементарной математики, содействует развитию у детей математической речи , умелому использованию символики , правильному применению математической терминологии , умению делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.

Использованная литература :

1. Савинов С.В. , Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе , Волгоград ,»Учитель»,1999.

2. Журова Л. Е. Беседы с учителем,. М. . , «Вента-Граф» , 2007.

3. Петраков И.С. Математические олимпиады школьников . М.,1982.

4. Шарыгин И.Ф., Шарыгина Т.Г. Первые шаги в геометрии. М.; «Открытый мир»,1995.

Пушкинская карта
Снижение нагрузки

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Ресурсы
Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Российский общеобразовательный портал Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования Российский совет олимпиад школьников Официальный информационный портал ЕГЭ Официальный информационный портал ГИА

Copyright MyCorp © 2024